[17:10 12 aпрeля 2019 гoдa
]
Aнтимoнoпoльный кoмитeт (AМКУ) рaзрeшил “Нeфтeбитумнoму заводу” (Беларусь) приобрести 51% нефтепродуктопровода “ПрикарпатЗападтранс” не дождавшись информации от Службы безопасности Украины о конечных собственниках белорусской компании. Об этом сообщила первый заместитель главы АМКУ Мария Нижник на круглом столе в комитете Верховной Рады 11 апреля, передает enkorr.
“Были направлены запросы в СБУ, был направлен запрос в службу внешней разведки, а также СНБО. Никакого ответа от этих органов получено не было”, — сообщила Нижник.
По словам замглавы ведомства, АМКУ просил СБУ подтвердить информацию о бенефициарах “Нефтебитумного завода”. Решение обратиться в Службу безопасности было обусловлено в том числе претензиями Фонда государственного имущества, который в декабре 2018 года отклонил заявку этой компании на участие в приватизации “Центрэнерго”.
В свою очередь госуполномоченный АМКУ Агия Загребельская сообщила, что комитет не обращался в СБУ до начала рассмотрения дела о концентрации месяц назад — первое заседание состоялось в четверг 14 марта, именно на том заседании прозвучала информация из открытых источников о претензиях ФГИУ к белорусам, передают Наші гроші.
Уже в понедельник 18 марта АМКУ большинством голосов принял решение о разрешении покупки “ПрикарпатЗападтранс” белорусской фирмой. Таким образом, АМКУ мог отправить запрос в СБУ только в четверг, а на ожидание ответа были отведены пятница, суббота и воскресенье.
При этом СБУ располагает данными о том, что владельцы белорусского производственного унитарного предприятия “Нефтебитумный завод” связаны с бизнесом в России. И поэтому “Нефтебитумных завод” был отклонен Фондом госимущества с конкурса по приватизации ПАО “Центрэнерго”, говорится в протоколе постоянно действующей рабочей группы ФГИ, которая проверяла на соответствие требованиям законодательства конкурсной документации участников приватизационного конкурса ПАО “Центрэнерго”.
В частности, в письме СБУ было сказано, что непосредственным владельцем УП “Нефтебитумный завод” является белорусское ООО “Интерсервис”, конечным бенефициаром которого является гражданин Республики Беларусь Николай Воробей. Он также является основателем и контроллером ООО “Красный Бор”. А уже эта белорусская фирма на территории Российской Федерации владеет ООО “Ресурс Танкер”.
Также СБУ установила, что соучредителем ООО “Интерсервис” является гражданин Беларуси Александр Шакутин. Это руководитель белорусского холдинга “Амкодор”, предприятия которого являются постоянными контрагентами российской компании “НК “Роснефть”, в отношении которой Украиной введены санкции.
Как сообщалось, в марте Антимонопольный комитет Украины предоставил разрешение белорусской компании “Нефтебитумных завод” на покупку ООО “ПрикарпатЗападтранс”, которое эксплуатирует участок нефтепродуктопровода “Самара-Западное направление”.
Уже в апреле ”Нефтебитумный завод” закрыл сделку, став владельцем 51% доли “ПрикарпатЗападтранса”. Остальные 49% остались за швейцарской компанией International Trading Partners (ITP) (48%) и ее владельцем Анатолием Шефером (1%).
“Нефтебитумный завод”, который принадлежит крупнейшему частному белорусскому нефтетрейдеру “Интерсервис” бизнесмена Николая Воробья, был в числе претендентов на покупку госпакета акций энергогенерирующей компании ПАО “Центрэнерго”, конкурс по которому был признан в декабре 2018 года несостоявшимся. Кроме белорусской компании заявку на конкурс подало только ООО “Укрдонинвест” Виталия Кропачева.
Как пояснил глава Фонда госимущества Виталий Трубаров, поданная ими документация не соответствует требованиям законодательства.
Напомним, собственником швейцарской International Trading Partners AG, которая в феврале 2016 года купила “ПрикарпатЗападтранс” у “Транснефти”, указан гражданин Германии Анатолий Шеффер. По данным СМИ, он связан с окружением Виктора Медведчука.
В конце сентября 2017 года совет директоров “Роснефти” одобрил сделку о поставке на экспорт в адрес также принадлежащей Шеферу ITC Industry Trading Company SA (Швейцария) дизтоплива в общем количестве от 30 млн до 50 млн тонн (от 3 млн до 5 млн тонн в год в опционе поставщика). Срок действия договора составляет 10 лет (с 1 января 2018 года) с возможностью поставки переходящих объемов до 30 июня 2028 года включительно.
Продажи топлива из трубы уже в самой Украине контролировала группа Proton Energy Ниссана Моисеева, который также связан с Медведчуком. Моисеев утверждает, что с Медведчуком у него не деловые, а дружеские отношения.
“ПрикарпатЗападтранс” эксплуатирует участок нефтепродуктопровода “Самара-Западное направление” протяженностью около 1,1 тыс. км, предназначенный для прокачки дизельного топлива из России и Беларуси как для внутренних нужд Украины, так и для транзита в Европу, в частности, в Венгрию. Проектная мощность магистрали — 3,5 млн тонн в год.
Прокачка нефтепродуктов по украинскому нефтеродуктопроводу не осуществлялась в течение двух лет до момента продажи в связи с судебными разбирательствами в Украине относительно принадлежности участка и продукта в трубе. В частности, ГПУ пять лет с переменным успехом пыталась вернуть нефтепродуктопровод государству, однако окончательно проиграла дело в 2016 году.