[11:00 04 нoября 2018 гoдa
]
В Укрaинe 4 ноября вступил в силу закон № 8490 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Украины в части усовершенствования обеспечения соблюдения прав участников уголовного производства и других лиц правоохранительными органами в ходе осуществления досудебного расследования”. В широком обиходе этот документ носит название “Маски-шоу Стоп-2”. Соответствующий законодательный документ был опубликован в Голосе Украины.
В документе вносятся изменения в несколько статей 220, 284, 303, 309 Уголовного процессуального кодекса Украины (УПК) в части ограничений интересов лица во время досудебного расследования. Так, прокурор может ходатайствовать о закрытии уголовного производства на основании:
- отсутствия события уголовного правонарушения;
- отсутствия в деянии состава уголовного правонарушения;
- отмененной уголовной ответственности за деяние, совершенное лицом;
- если в отношении определенных налоговых обязательств лица достигнут налоговый компромисс в соответствии с Налоговым кодексом.
- в случае отказа в удовлетворении ходатайства предоставляется возможность обратиться с жалобой к следственному судье. При этом предусмотрено, что постановление следственного судьи об отказе в удовлетворении соответствующей жалобы может быть обжаловано в апелляционном порядке.
Кроме того, предусмотрена возможность государства, в случае возмещения вреда, причиненного следователем, прокурором, за счет государственного бюджета, применять право обратного требования к виновным лицам в случае установления в их действиях состава не только уголовного правонарушения, а при наличии признаков дисциплинарного проступка по результатам служебного расследования, проведенного на основании решения суда, которым удовлетворена жалоба на решение, действия или бездеятельность органа досудебного расследования.
Главный акцент данного закона касается новаций в Уголовном процессуальном кодексе в части трех запретов для правоохранителей — на проведение обысков без присутствия адвоката, открытие разных уголовных дел по одной и той же фабуле, а также изъятие техники. Кроме того, силовиков обязали снимать на видео “шмоны”, а суды — вести аудиофиксацию заседаний, включая процесс рассмотрения следственными судьями ходатайств прокуроров.