[10:55 13 июня 2019 гoдa
]
Пoстaнoвлeниe Кaбинeтa министрoв o вoзлoжeнии публичных спецобязательств по поставке электроэнергии для нужд населения не отвечает требованиям закона “О рынке э/э” и Директиве ЕС, поэтому должно быть изменено. Об этом говорится в письме директора Секретариата Энергетического сообщества Януша Копача на имя премьер-министра Владимира Гройсмана, передает Интерфакс-Украина.
Отмечается, что сам принцип защиты бытовых потребителей не противоречит европейскому законодательству, но принятый Кабмином механизм и процедура его утверждения вызывает беспокойство европейских партнеров.
Так, вопреки требованию украинского закона принятая версия постановления о PSO на рынке э/э не учитывает мнение Секретариата ЭС, а сам процесс его утверждения был “очень запутанным и непрозрачным”, и поэтому подвергся критике участников рынка, отмечает Копач.
Помимо этого, документ также противоречит критериям PSO, установленным Директивой по э/э 2009/72/ЕС, отмечают в Секретариате.
“Навязывание прямых двусторонних контрактов между производителями и поставщиками универсальных услуг, операторами системы распределения и оператором системы передачи с объемами, которые регулируются НКРЭКУ, пусть и заключенных на бирже, выходит за рамки того, что необходимо для обеспечения услуг по доступным ценам для населения”, — подчеркивается в письме.
Секретариат ЭС со своей стороны предложил свою версию документа о PSO и попросил правительство внести изменения в принятое постановление, приведя его в соответствие с обязательствами Украины по Договору об Энергетическом сообществе.
В частности, Секретариат считает, что ПУУ нужно обязать покупать э/э на рыночных условиях.
Разница же между рыночной ценой и ценой поставки э/э населению должна компенсироваться за счет изъятия сверхприбыли у энергогенерирующих компаний.
В предложенном правительству проекте постановления Секретариат также представил механизм заключения между ПУУ и “Энергоатомом” финансовых контрактов на разницу для целей выполнения PSO.
Кроме того, наложение PSO лишь двум государственным энергокомпаниям (”Энергоатому” и “Укргидроэнерго”) может привести к дискриминации на рынке, поскольку если главной целью является перераспределение непредвиденной прибыли, то ее должны изымать у всех, в том числе и у частных энергогенерирующих компаний — для этого в первую очередь нужно объективно оценить, кто и сколько сверхдоходов получит в новом рынке, подчеркивает Копач.
В Секретариате также считают, что правительственное постановление должно предусматривать устранение перекрестного субсидирования на рынке и повышение цен для домохозяйств.
Европейцы предлагают закрепить в постановлении график повышения цен для бытовых потребителей с 1 января 2020 года (на 25% ежегодно в течение 2 лет), чтобы к 1 июля 2021 года довести их уровень до тарифов для небытовых потребителей.
Кабинет министров постановлением №483 от 5 июня возложил PSO по поставке э/э для нужд населения с 1 июля 2019 года до 31 декабря 2020 года на государственные энергогенерирующие компании НАЭК “Энергоатом”, АО “Укргидроэнерго” и оператора системы передачи НЭК “Укрэнерго”.
Таким образом, предполагается, что если тариф на э/э для населения не будет повышен до экономически обоснованного уровня, то разница между этим тарифом и рыночной ценой э/э будет покрываться за счет дополнительной выручки, которую получат энергогенерирующие компании в результате повышения розничных цен для небытовых потребителей.
Согласно постановлению от 5 июня, “Энергоатом” обязан продавать на электронных аукционах по заключению двусторонних договоров для целей выполнения PSO не более 60% своей э/э, “Укргидроэнерго” — не более 20%.
Эта э/э будет реализовываться поставщикам универсальной услуги для дальнейшей перепродажи населению по цене, не выше установленной Нацкомиссией, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.
На заседании 12 июня Кабинет министров внес изменения в постановление от 5 июня, увеличив обязательство для НАЭК “Энергоатом” продавать свою э/э на аукционах по заключению двусторонних договоров с не более 60% до не более 90% всего производимого объема.
На 1 июля 2019 года в Украине намечен запуск нового модели рынка э/э.
Единый покупатель и продавец э/э — ГП “Энергорынок” — начинает процесс ликвидации.
Вводятся двусторонние договора между производителями и поставщиками/крупными потребителями, биржи — рынок “на сутки вперед” и внутрисуточный рынок, а также балансирующий рынок, на котором будет рассчитываться стоимость небалансов (разницы между прогнозным и фактическим потреблением).