Сoздaтeль прилoжeния ECHO рaсскaзывaeт, кaк oснoвaть и рaзвивaть тexнoлoгичeский стaртaп
Даниил Ципоруха — создатель приложения ECHO, привлекшего 200 тысяч долларов первичной инвестиции. Занимается интернет-предпринимательством с 2010 года.
Как родилась идея твоего стартапа?
Еще в Киеве я попал в мир стартапов, начав работать в рекламном агентстве AdTarget с прицелом на конверсию. Пришел туда вторым после самого основателя. Тогда я слабо представлял, как и что работает в интернете, но за пару лет работы в этом месте, которое за это время разрослось до 10-15 сотрудников, я успел поменять массу должностей и понять что к чему в мире технологий и интернета.
Я поехал в Израиль, чтобы получить дополнительное образование в этой сфере и познакомиться с новыми и полезными людьми. На протяжении года я изучал «New media and communication» в университете IDC Herzliya, а по завершении курса основал свой стартап.
Идея приложения зародилась еще в первые месяцы учебы в университете. Мы поехали с ребятами из факультета отдыхать в пустыню. Нам хотелось включить музыку, но колонок ни у кого не было. Тогда возникла мысль, что раз такое большое количество людей иногда собирается в отдаленных местах без колонок, было бы классно объединить их телефоны в некую сеть, которая могла бы громко проигрывать музыку и радовать людей.
Когда идея уже есть, но как ее проверить?
Я приверженец того, что идею стартапа не нужно скрывать, если речь не идет о патентах. Не стоит выхаживать ее у себя в голове, нужно говорить о ней с максимальным количеством людей и проверять ее с ними.
О конкретных способах можно почитать в десятках пособий на эту тему, которые легко найти в интернете. Кроме того, можно использовать множество подходов: от создания лендинга — landing page — до рассылки опросников друзьям.
Важно создать то, что можно показывать людям, чтобы не быть голословным. Это может быть презентация результатов опроса среди друзей или тот же лендинг. В идеале нужно иметь хотя бы минимально готовый продукт, который способен показать свой функционал.
Как и почему трансформировалась идея твоего стартапа?
Примерно через год после начала работы мы привлекли первичное финансирование, после было принято командное решение об изменении формата. Мы решили изменить жанр приложения, трансформироваться от «утилиты» к «сервису». Утилита не используется постоянно, пользователь применяет ее от раза к разу, а сервисные приложения открываются регулярно. Решение о трансформации было связано именно с этим. С тех пор мы работаем над предоставлением услуги.
Сегодня я могу сказать, что мы приняли слишком импульсивное решение в силу неопытности и больших амбиций. Отталкиваясь от этого опыта, я не рекомендовал бы делать резкие движения. Изменения — это хорошо, но резкие изменения — обычно плохо. Я бы выбрал более плавные изменения от утилиты к сервису и смену курса, окажись я еще раз в той же ситуации.
Как работать над привлечением инвестиций?
Потенциальные инвесторы анализируют две вещи. Первое — есть ли там патентная составляющая, будь то hardware или software. Их может интересовать реальная уникальность продукта, интеллектуальная собственность, на которой можно заработать. С этим инвесторам намного проще работать, такие стартапы достаточно просто оценить, как и потенциал предложенных инноваций. Инвестор понимает, что сможет продать лицензии на их использование в перспективе. Речь идет о достаточно высоких суммах, если инновация действительно ценная. Но и создание такого продукта гораздо сложнее, в нашем мире уже придумано и запатентовано огромное количество вещей. Создать что-то принципиально новое очень тяжело.
Вторая часть стартапов — сервисные — основываются на потоке пользователей и ажиотаже вокруг продукта. Большинство стартапов работают в этом направлении. Инвестор анализирует количество пользователей, которые заходят каждый день, осуществляют покупку и генерируют контент. В этой сфере полет фантазии не ограничен изобретениями, можно комбинировать миллион вещей и придумать что-то новое. На это и нужно ориентироваться при поиске инвестиций.
Пройдя инкубаторы и акселераторы, можно получить доступ к инвесторам, начать копаться в дата-базах инвестиционных фондов и рассылать им свои презентации. Большую роль играют личные связи. Единственное, что может убедить инвестора дать тебе деньги, если у тебя нет фантастического патента и сумасшедших цифр пользователей, — это ты сам. Нужно быть активным, присутствовать на различных мероприятиях, где можно встретить нужного тебе человека и убедить его вложить деньги именно в твой стартап, а не в какой-то другой.
Подобный бизнес — это лотерея или же шансы на «выигрыш» выше?
Безусловно выше, это никакая не лотерея. А вот венчурные инвестиции, работа фондов, которые вкладывают в стартапы — своего рода лотерея. На первоначальных раундах инвестиций редко проводят глубокий анализ, ведь зачастую и проводить его не над чем.
На какой стадии развития находится твой стартап сегодня?
Сейчас мы готовим выпуск web-версии, помимо уже работающих версий приложения. Кроме того, мы ведем переговоры о продаже доли стартапа для его развития.
Скачать ECHO можно здесь (iOs) и здесь (Android), а принять участие в бета тестирование веб-приложения здесь.
Вернуться к списку статей
29.05.2017
15:16